Проект Экологического кодекса Республики Казахстан, 2020 год

avatar
Автор: Даурен Катранов
Дата публикации: 20.08.2020
image

В рамках рассмотрения проекта Экологического Кодекса (далее – Проект) Ассоциацией проведена исследовательская работа по усовершенствованию системы управления твёрдыми бытовыми отходами, а также развитие отрасли переработки и утилизации твёрдых бытовых отходов в Республике Казахстан.

По итогам исследования пришли к выводу, что текущее состояние отрасли управления отходами сложилось стихийно и адаптивно в каждом регионе. Нет единого системного подхода в выстраивании модели управления. Центрами силы стали города Алматы и Нур-Султан, где организованы наиболее успешные системы обращения отходов. При этом нет решения для областных центров, городов, районов и малых населенных пунктов.

Контрмеры (запретительные) в части захоронения отходов на полигоне, внедрения обязательного раздельного сбора отходов повсеместно на территории Республики Казахстан не выступают стимулом развития отрасли, а снижают инвестиционную привлекательность отрасли.

Местные исполнительные органы регионов работают в режиме наблюдения, не определена их ответственность за управление отходами в регионе, нет заинтересованности бизнес сообщества в реализации проектов по управлению отходами.

В пределах своих компетенций считаем, что под запретительные меры невозможно создать правила и эффективную модель управления. Уровень населенных пунктов отличаются друг от друга. В селе должны быть одни правила и стандарты, в районном центре другие, в крупных городах – третьи. Поэтому должны быть созданы региональные программы управления ТБО исходя из экологической и экономической целесообразности.

Изучив международный опыт и положительный опыт на территории Республики Казахстан, мы пришли к выводу, что необходима система с централизованным управлением всеми этапами жизни отходов, самостоятельная в каждом регионе.

Основной задачей новой системы должно быть выстраивание системы обработки отходов на этапе их образования, использования их в качестве вторичных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный товарооборот, возможности снижения объемов или предотвращение образования отходов, она должна быть абсолютно открытой и прозрачной.

Предлагаем перейти в отношении управления отходами от политики «жесткой силы», которая подразумевает принуждение, к применению «мягкой силы» в государственной политике, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия и привлекательности.

Считаем необходимым убрать запретительные меры, вместо них развивать инструменты субсидирования и фискального регулирования отрасли.

Предлагаем расширить полномочия местных исполнительных органов в области охраны окружающей среды в отношении управления отходами, тем самым возложить полноценную ответственность за охрану окружающей среды, создать инструмент «Региональная программа управления отходами», реализацию которой передать в конкурентную среду, тем самым определяя «Регионального оператора» в регионах.

Также мы считаем, что основным двигателем прогресса в данном направлении является социальная ответственность общества. В современных условиях глобальной экономики под социальной ответственностью понимается ответственность лиц и организаций за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение.

Эффект работы системы должен быть ясен всем гражданам и лицам страны – открытые и прозрачные процедуры, платежи через бюджет, открытая статистика, ответственность граждан, т.е. тех же образователей отходов («хозяек» на кухне) – это все является основной мотивацией для получения поддержки, обратной связи от населения. В целом это повысит доверие, что в свою очередь улучшит собираемость платежей и сборов в бюджет.

На основании выше изложенного Ассоциацией сформировано предложение по созданию Национальной системы управления твёрдыми бытовыми отходами, сопутствующие поправки и законодательные инициативы к Проекту, необходимые для ее полноценного функционирования (приложение к статье).

Слайды.pdf

Сравнительная таблица.pdf

Проект Кодекса 1022.doc

Действующий Экологические кодекс РК.docx